Язык программирования C


Hачинаем


Единственный способ освоить новый язык программирования - писать на нем программы. Первая программа, которая должна быть написана, - одна для всех языков: напечатать слова : HELLO, WORLD.

Это - самый существенный барьер; чтобы преодолеть его, вы должны суметь завести где-то текст программы, успешно его скомпилировать, загрузить, прогнать и найти, где оказалась ваша выдача. Если вы научились справляться с этими техническими деталями, все остальное сравнительно просто.

Программа печати "HELLO, WORLD" на языке "C" имеет вид:

main () { printf("hello, world\n"); }

Как пропустить эту программу - зависит от используемой вами системы. В частности, на операционной системе "UNIX" вы должны завести исходную программу в файле, имя которого оканчивается на ".c" , например, hello.c, и затем скомпилировать ее по команде

cc hello.c

Если вы не допустили какой-либо небрежности , такой как пропуск символа или неправильное написание, компиляция пройдет без сообщений и будет создан исполняемый файл с именем а.out. Прогон его по команде

a.out

приведет к выводу

hello, world

На других системах эти правила будут иными; проконсультируйтесь с местным авторитетом.

Упражнение 1-1

Пропустите эту программу на вашей системе. Попробуйте не включать различные части программы и посмотрите какие сообщения об ошибках вы при этом получите.

Теперь некоторые пояснения к самой программе. Любая "C"-программа, каков бы ни был ее размер, состоит из одной или более "функций", указывающих фактические операции компьютера, которые должны быть выполнены. функции в языке "C" подобны функциям и подпрограммам фортрана и процедурам PL/1, паскаля и т.д. В нашем примере такой функцией является main. Обычно вы можете давать функциям любые имена по вашему усмотрению, но main - это особое имя; выполнение вашей программы начинается сначала с функции main. Это означает, что каждая программа должна в каком-то месте содержать функцию с именем main. Для выполнения определеных действий функция main обычно обращается к другим функциям, часть из которых находится в той же самой программе, а часть - в библиотеках, содержащих ранее написанные функции.

Одним способом обмена данными между функциями является передача посредством аргументов. Круглые скобки, следующие за именем функции, заключают в себе список аргументов; здесь main - функция без аргументов, что указывается как (). операторы, составляющие функцию, заключаются в фигурные скобки { и }, которые аналогичны do-end в PL/1 или begin-end в алголе, паскале и т.д. Обращение к функции осуществляется указанием ее имени, за которым следует заключенный в круглые скобки список аргументов. Здесь нет никаких операторов call, как в фортране или PL/1. Круглые скобки должны присутствовать и в том случае, когда функция не имеет аргументов. Строка




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин