Хрестоматия по программированию на Си в Unix

       

Язык программирования C

Язык "C" является универсальным языком программирования. Он тесно связан с операционной системой "UNIX" , так как был развит на этой системе и так как "UNIX" и ее программное обеспечение написано на "C". Сам язык , однако, не связан с какой-либо одной операционной системой или машиной; и хотя его называют языком системного программирования, так как он удобен для написания операционных систем , он с равным успехом использовался при написании больших вычислительных программ, программ для обработки текстов и баз данных.
Язык "C" - это язык относительно "низкого уровня". В такой характеристике нет ничего оскорбительного; это просто означает, что "C" имеет дело с объектами того же вида, что и большинство ЭВМ, а именно, с символами, числами и адресами. Они могут объединяться и пересылаться посредством обычных арифметических и логических операций, осуществляемых реальными ЭВМ.

Язык программирования C
Переменные и арифметика
Типы, операции и выражения
Поток управления
Функции и структура программ
Указатели и массивы
Структуры
Ввод и вывод
Интерфейс системы UNIX
Справочное руководство по языку "C"
Строки управления компилятором

Хрестоматия по программированию на Си в Unix

В этой книге вы найдете ряд задач, примеров, алгоритмов, советов и стилистичес- ких замечаний по использованию языка программирования "C" (Си) в среде операционной системы UNIX. Здесь собраны этюды разной сложности и "штрихи к портрету" языка Си. Также описаны различные "подводные камни" на которых нередко терпят крушение новички в Си. В этом смысле эту книгу можно местами назвать "Как не надо программировать на Си". В большинстве случаев в качестве платформы используется персональный компьютер IBM PC с какой-либо системой UNIX, либо SPARCstation 20 с системой Solaris 2 (тоже UNIX svr4), но многие примеры без каких-либо изменений (либо с минимумом таковых) могут быть перенесены в среду MS DOS[**], либо на другой тип машины с системой UNIX. Это ваша ВТОРАЯ книга по Си. Эта книга не учебник, а хрестоматия к учебнику. Она не является ни систематическим курсом по Си, ни справочником по нему, и предназ- начена не для одноразового последовательного прочтения, а для чтения в несколько про- ходов на разных этапах вашей "зрелости". Поэтому читать ее следует вместе с "настоя- щим" учебником по Си, среди которых наиболее известна книга Кернигана и Ритчи. Эта книга - не ПОСЛЕДНЯЯ ваша книга по Си. Во-первых потому, что кое-что в языке все же меняется со временем, хотя и настал час, когда стандарт на язык Си наконец принят... Но появился язык C++, который развивается довольно динамично. Еще есть Objective-C. Во-вторых потому, что есть библиотеки и системные вызовы, которые раз- виваются вслед за развитием UNIX и других операционных систем. Следующими вашими (настольными) книгами должны стать "Справочное руководство": man2 (по системным вызо- вам), man3 (по библиотечным функциям). Мощь языка Си - в существующем многообразии библиотек. Прошу вас с первых же шагов следить за стилем оформления своих программ. Делайте отступы, пишите комментарии, используйте осмысленные имена переменных и функций, отделяйте логические части программы друг от друга пустыми строками. Помните, что "лишние" пробелы и пустые строки в Си допустимы везде, кроме изображений констант и имен.

Хрестоматия по программированию на Си в Unix -1
Не гонитесь за краткостью в ущерб ясности. Си позволяет порой писать такие выра- жения, над которыми можно полчаса ломать голову. Если же их записать менее мудрено, но чуть длиннее - они самоочевидны (и этим более защищены от ошибок). В системе UNIX вы можете посмотреть описание любой команды системы или функции Си, набрав команду man названиеФункции (man - от слова manual, "руководство"). Еще одно напутствие: учите английский язык!

Хрестоматия по программированию на Си в Unix -2
Функциями fputs( строка, fp); printf( формат, ...); fprintf(fp, формат, ...); невозможно вывести строку формат, содержащую в середине байт '\0', поскольку он слу- жит для них признаком конца строки. Однако такой байт может понадобиться в файле, если мы формируем некоторые нетекстовые данные, например управляющую последователь- ность переключения шрифтов для принтера. Как быть?

Хрестоматия по программированию на Си в Unix -3
Напишите программу, исправляющую опечатки в словах (spell check): программе задан список слов; она проверяет - является ли введенное вами слово словом из списка. Если нет - пытается найти наиболее похожее слово из списка, причем если есть нес- колько похожих - выдает все варианты. Отлавливайте случаи: - две соседние буквы переставлены местами: ножинцы=ножницы; - удвоенная буква (буквы): ккаррандаш=карандаш; - потеряна буква: бот=болт; - измененная буква: бинт=бант; - лишняя буква: морда=мода; - буквы не в том регистре - сравните с каждым словом из списка, приводя все буквы к маленьким: сОВОк=совок;

C - статьи

К сожалению, выбор компилятора часто обусловлен, опять-таки, идеологией и соображениями вроде "его все используют". Конечно, среда разработки Microsoft Visual C++ несколько более удобна, чем у портированного gcc - но это ведь вовсе не значит, что релиз своего продукта вы должны компилировать с использованием MSVC++. Используйте оболочку, компилируйте промежуточные версии на MSVC++ (кстати, время компиляции у него гораздо меньше, чем у gcc), но релиз можно собрать с использованием другого компилятора, например от Intel. И, в зависимости от компилятора, можно получить прирост в производительности на 10% просто так, на ровном месте. Но какой "правильный" компилятор выбрать, чтобы он сгенерировал максимально быстрый код? К сожалению, однозначного ответа на этот вопрос нет - одни компиляторы лучше оптимизируют виртуальные вызовы, другие - лучше работают с памятью.

Сравнительный анализ компиляторов С++
Как проверить, насколько эффективный код генерирует компилятор? Очень просто: нужно выбрать несколько наиболее часто употребляемых конструкций языка и алгоритмов - и измерить время их выполнения после компиляции различными компиляторами. Для более точного определения времени необходимо набрать статистику и выполнить каждую конструкцию некоторое количество раз.

Процедуры
Несмотря на то, что подпрограммы C-- могут возвращать значения, для них используется термин "процедуры", а не "функции". Термин "функция" более соответствует чистым математическим функциям, т. е. соответствию y=f (x) между переменными величинами, в силу которого каждому рассматриваемому значению некоторой величины x - аргумента (или независимой переменной) соответствует определенное значение другой величины y - функции (или зависимой переменной).